Основные понятия и терминология.
Для формулирования ФЗ Российской Федерации о велосипедном движении необходимо наличие стандартной терминологии, удовлетворяющей следующим условиям:
- единство описания транспортной отрасли, обеспечивающее единство государственной политики и государственного регулирования;
- удобство для описания основных проблем велотранспортной системы;
- учет российского и международного опыта развития и реформирования транспортных систем;
- близость к традиционной терминологии, применяемой в различных транспортных отраслях.
В соответствии с этими условиями при изложении федерального закона и дополняющих подзаконных актов, нормативных документов используются следующие понятия.
Определения.
1. В настоящем базовом ФЗ и в рекомендациях по дополнению других ФЗ применяют следующие термины с соответствующими определениями.
· Велосипе́д — транспортное средство, приводимое в движение, в основном, мускульной силой человека через ножные педали.
· Велосипедист - водитель велотранспортного средства.
· Велопользователь - лицо, готовое и способное использовать для перемещения велотранспортные средства с деловыми, рекреационными, оздоровительными, туристскими, спортивными или иными целями.
· Велосипедное движение, велодвижение - процесс перемещения при помощи велотранспортного средства, использующего, в основном, мускульную энергию человека.
· Велодвижение, также, в зависимости от контекста – общественное движение велопользователей.
· Велодорога - вся полоса отвода любой дороги или улицы, открытой для велосипедного движения.
· Велодорожка - специально построенный и обозначенный для перемещения велотранспортных и других малоскоростных немеханических транспортных средств участок велодороги.
· Велополоса движения, велополоса - любая из продольных полос проезжей части или тротуара, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для безопасного движения велосипедов в один ряд в одном направлении. (Пояснение: участок существующего дорожного покрытия проезжей части или тротуара, не требующий проведения специальных дорожно-строительных работ, организуемый в кратчайшие сроки при минимальных затратах.)
· Велоинфраструктура - совокупность объектов и служб, необходимых для функционирования велотранспорта, а именно, предназначенные для велосипедного движения дороги, дорожные знаки и разметка, парковки, стоянки, предприятия по ремонту и обслуживанию.
· Велокультура – система программ человеческой деятельности, поведения и общения в целях широкого использования различных видов велотранспортных средств, включающая понимание значения велосипедного движения и велотранспорта для повышения качества жизни и оздоровления населения, создание дружественной велотранспорту атмосферы на улицах и дорогах, знание и соблюдение требований правил дорожного движения для велосипедов, издание законов о велосипедном движении, велотранспорте, способствующих их развитию
· Веломагистраль – велодорога, которая не предназначена для обслуживания прилегающих территорий и:
- которая имеет на всей своей протяженности несколько, не менее двух проезжих частей;
- которая не пересекает на одном уровне иные велодороги, а также автомобильные дороги, железные дороги, трамвайные пути и пешеходные дорожки;
- доступ на которую возможен только через пересечения на разных уровнях с иными велодорогами, предусмотренными через определенный интервал;
- на проезжей части которой запрещены остановки и стоянки велотранспортных средств;
- которая оборудована специальными местами отдыха и площадками для стоянки велотранспортных средств.
· Велотропа - велодорога без специального покрытия, отмеченная знаком, разрешающим движение на велосипеде.
· Велостоянка – участок территории, предназначенный для временного хранения велосипедов.
· Велопарковочная площадка (кратко, велопарковка) - специальный оборудованный участок территории, предназначенный для удобного и безопасного сохранения велосипедов в отсутствие их хозяев.
· Велопаркинг - специально оборудованное помещение с техническими средствами установки велосипедов,
· Велотранспорт – вид транспорта, использующий велотранспортные средства.
· Велотранспортная отрасль - отрасль хозяйства, основанная на использовании велотранспортных средств.
· Велотранспортная сеть - совокупность путей сообщения предназначенных для перемещения велотранспортных средств..
· Велотранспортные средства - велосипеды, велотандемы, веломобили, педелеки (электрические велосипеды с двигателем не более 0.1 л.с.).
· Малоскоростные транспортные средства – велотранспортные средства, инвалидные коляски, самокатный и роликовый транспорт.
· Мобильность - способность граждан использовать имеющиеся возможности передвижения.
· Незащищенный участник дорожного движения - участник дорожного движения, который при столкновении с другими участниками дорожного движения оказывается незащищенным специальными конструкциями транспортного средства. Используется как общее определение для пешеходов, велосипедистов и пользователей других малоскоростных немеханических транспортных средств. Незащищенные и уязвимые участники дорожного движения на всех элементах дороги должны иметь преимущество перед защищенными.
· Придомовое велохранилище, придомовая велопарковка – площадки во дворах или в помещениях для использования жителями соседних домов района для постоянного или временного (дневного) хранения велосипедов.
· Тротуар – элемент дороги, предназначенный для незащищенных участников дорожного движения. Не предназначен для движения и размещения механических транспортных средств.
· Участник велосипедного движения – лицо, находящееся на дороге и принимающее участие в процессе движения с использованием велотранспортных средств.
· Функциональная классификация велодороги - классификация велодороги в зависимости от характера обслуживаемых ею велотранспортных связей в составе дорожной велосети, доступа к паркам и транспортно-пересадочным узлам, дальности велопоездки, в соответствии с характером связей которые они обслуживают.
· Элементы обустройства велодорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения велодорог, пешеходные дорожки, пункты проката велотранспортных средств, велостоянки и велопарковки, сооружения, предназначенные для охраны велодорог и велопарковок, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения.
2. В подзаконных актах и в рекомендациях по дополнению других нормативных документов применяют также следующие термины с соответствующими определениями.
· Велопоездка, осуществляется с деловыми целями,
· Велопрогулка, осуществляется с оздоровительно-рекреационными целями,
· Велопробег, осуществляется со спортивными целями,
· Велопоход, велопутешествие, осуществляется с туристскими целями,
· Веловагон - вагон со специальной маркировкой на борту, в котором предусмотрены места для размещения велотранспортных средств.
· Доступ на велодорогу - возможность въезда на велодорогу и съезда с нее велотранспортных и иных транспортных средств, определяемая видом ТС и типом пересечения или примыкания.
· Знаки велопарковки – дорожные знаки с обозначением велосипеда, таблицы с указанием номера парковки, времени пользования, рекомендуемых способов прикрепления велосипедов к стойкам, названия и телефона организации, ответственной за эксплуатацию парковки.
· Интенсивность велосипедного движения - количество велотранспортных средств, проходящих в заданной точке за единицу времени.
· Класс велодороги - характеристика велодороги по условиям доступа на нее.
· Категория велодороги - характеристика, отражающая принадлежность велодороги соответствующему классу и определяющая технические параметры велодороги.
· Парковочные стойки - специальные оборудованные устройства, к которым велосипед прислоняется и прикрепляется замком.
· Парковочная сборка - несколько стоек, установленных на общем основании с известными промежутками между ними. Парковочные сборки и проходы между ними составляют парковочную площадку.
· Обочина - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части предназначенный для повышения безопасности дорожного движения, остановки велотранспортных средств, использования при чрезвычайных ситуациях и для использования пешеходами.
· Объездная дорога, обход - временный указанный/рекомендованный, размеченный и обозначенный дорожными знаками маршрут движения, вызванный строительством дороги или другими причинами.
· Переходно-скоростная полоса - дополнительная полоса движения, включая участок уширения (сужения) предназначенная для ускорения или замедления движения велотранспортных средств, въезжающих или съезжающих с основных полос движения велодороги.
· Проезжая часть велодороги - основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения велотранспортных средств.
· Пропускная способность велодороги – максимальное количество велотранспортных средств, которое может проследовать по велополосе движения за заданный промежуток времени, в нормальных дорожных условиях.
· Разделительная полоса - элемент проезжей части, разделяющий при помощи дорожной разметки или ограждающих устройств встречные велотранспортные потоки.
· Разметка велопарковки – полосы и рисунки на дороге, обозначающие подъезд и выезд из велопарковки.
· Расстояние видимости - расстояние до поверхности проезжей части, видимое велосипедисту при движении по дороге.
· Расстояние видимости остановки - расстояние необходимое велосипедисту, двигающемуся с заданной скоростью, для остановки велосипеда при обнаружении видимого объекта на проезжей части дороги, включая расстояние, пройденное за время осмысления, время реагирования, а также тормозного пути.
· Расчетная скорость – скорость, для определения геометрических характеристик велодороги, при которых отсутствует недопустимый риск дорожно-транспортного происшествия.
· Расчетное велотранспортное средство - велотранспортное средство, масса, размеры и динамически характеристики, которого приняты для руководства при проектировании.
· Расчетное расстояние видимости – минимальное расстояние, пройденное велосипедом с момента обнаружения велосипедистом неожиданно возникшего препятствия или опасности на велодороге или вблизи её, которые могут создать помехи движению, опознания им этой опасности и степени угрозы, выбора подходящей скорости и направления движения, и начала и благополучного завершения требуемого безопасного маневра.
· Свободная придорожная зона - расстояние от кромки проезжей части велодороги, необходимое для безопасного съезда с дороги велосипедиста, которому требуется остановка.
· Нормативная скорость движения велосипеда – скорость, с которой одиночный велосипедист движется в условиях свободного потока в благоприятных погодных условиях при благоприятном состоянии покрытия;
· Точка доступа - любая точка, в которой можно съехать или въехать на велодорогу.
· Техническая классификация велодорог - отнесение велодорог к категориям (первой, второй, третьей категориям) в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств.
· Уровень загрузки велодороги - отношение фактической интенсивности движения по велодороге к пропускной способности за заданный промежуток времени.
· Уровень обслуживания - качественный показатель свойств велодороги, основанный на показателях качества услуг, оказываемых её пользователям, включающих скорость движения, уровень безопасности движения, удобство движения, возможность перерывов в движении и свободы маневра.
Существенно переработал И. Налимов,
с учетом многих ценных предложений И. Маркина,
и ряда предложений К. Маркачёва.
19.12.2010